Обучить малыша пользоваться горшком - занятие для двух партнеров, у каждого из которых своя самостоятельная роль.
Для танца нужны двое. Это правило верно во многих ситуациях нашей жизни – и во время супружеской ссоры, и при решении производственных вопросов, и в дружбе… Обучить малыша пользоваться горшком - тоже занятие для двух партнеров, у каждого из которых своя самостоятельная роль. И успех этой затеи напрямую зависит от того, готов ли ваш малыш к сознательному сотрудничеству
Большинство специалистов сходятся во мнении, что первый горшочек малыша, устойчивый и надежный, должен появиться в доме, когда ребенку исполнится полтора года или немного больше. Родителям стоит твердо-натвердо запомнить: до двух лет приучение к горшку – забавная игра, а вовсе не обязанность. Как раз к двум годам (плюс-минус несколько месяцев) у малышей начинается пресловутый бунтарский возраст, девизом которого является фраза «Я сам!» И тогда умение пользоваться горшком станет для ребенка символом самостоятельности и взрослости.
Приучение ребенка к пользованию горшком требует от него прежде всего физической зрелости. Если новорожденный опустошает кишечник почти после каждого кормления, то к трем месяцам он уже делает это не более 2-3 раз в сутки, а после года родители могут заметить, что и мокрый подгузник приходится менять гораздо реже. К году большинство детей перестают испражняться по ночам. Это означает, что сфинктеры развиваются, мочевой пузырь становится больше и крепче, а сам малыш получает возможность потерпеть несколько минут от позыва до собственно дефекации или мочеиспускания.
Раньше было принято считать, что если ребенок рано приучается ходить на горшок, то либо он сам сообразительный, либо у нeгo умелые родители. Теперь нам известно, что «туалетное» пoведение не зависит от интеллектуального развития, а если вы будете оказывать нажим, пока ребенок не готов пользоваться туалетом, вы pискyeте вызвaть y нero пpoтecт, он станет сопротивляться и обучение отнимет гораздо больше времени.
Haчиная пpививaть ребенку туалетные навыки, понаблюдaйтe зa ним - убедитесь, что его развитие позволяет ему управлять собой в этом отношeнии. Peбeнoк, готовый пользоваться горшком, должен замечать, когда у него мокрое или иcпaчкaннoe белье; кроме того, он должен замечать, что писает или освобождает кишечник. Наблюдательные родители по выражению лица и позе ребенка заметят, что ему надо на горшок. Пoлезно все время дepжать гopшoк в туалете - это укpeпляет в ребенке убеждение, что пользоваться горшком - все равно что унитазом, как подобает делать взрослому человеку.
С психологической точки зрения многое зависит также от характера самого ребенка и его родителей. Активные папа с мамой в сочетании с активным малышом вполне могут освоить пользование горшком в рекордные сроки и гораздо раньше, чем это сделают спокойные, флегматичные родители с таким же ребенком. Наиболее проблематична ситуация, когда активный взрослый пытается приучить к туалету флегматичного малыша. Однако золотое правило «Лучше позже, чем раньше» верно в любом случае. Помните: на призывном пункте в армии никто не спросит вас, в каком возрасте новобранец научился проситься на горшок!
Шаг за шагом
1. Обучение начинается задолго до того, как горшок займет свое место в вашей уборной. С раннего возраста старайтесь менять побыстрее мокрые и грязные пеленки, чтобы приучить ребенка быть чистым и сухим. Когда он подрастет, сопровождайте смену подгузника объяснениями на тему, как это приятно. Малыш, который привык к чистоте и сухости, гораздо быстрее научится проситься на горшок.
2. Так же, как раньше вы определяли готовность ребенка перейти на твердую пищу, понаблюдайте за ним. Есть определенные признаки, означающие: ребенок достаточно развит для того, чтобы научиться пользоваться горшком.
Итак, начинать отучение от подгузников можно, если ребенок:
- имеет более или менее стабильный режим дефекации
- способен более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии
- умеет сообщить о своих потребностях (голоден, хочеть пить, хочет играть)
- понимает простые указания («принеси мячик»)
- знает или понимает слова «пописал» и «покакал»
- стаскивает мокрые или грязные подгузники, а также сообщает вам, что они испачкались
- с интересом относится к собственным естественным отправлениям, замечает их.
Эти признаки подскажут вам: ребенок уже достаточно подрос и понимает, что происходит внутри него. Для выполнения последних пунктов стоит время от времени снимать с малыша подгузники, чтобы он мог воочию убедиться, что же с ним происходит во время мочеиспускания и дефекации. Если вы опасаетесь слишком уж испачкать дом, а также на все время обучения надевайте на малыша тренировочные одноразовые трусики.
3. Собственно, приучение к горшку и должно начинаться с момента снятия подгузников. Когда ребенок остается без впитывающего ватного буфера между собой и окружающим миром, наступает наиболее важный этап: вам предстоит распознать позыв «по нужде» и вовремя усадить ребенка на горшок. Признаки грядущего опорожнения таковы:
- малыш начинает приседать на корточки, хвататься за штанишки, скрещивать ножки, издавать звуки и гримасничать
- он старается зайти за угол дивана, как это делает домашняя кошка прежде чем справить нужду.
Заметив, что ребенок начинает подготовку, скажите ему: «Хочешь на горшок? Пойдем на горшок!» и помогите снять штанишки. Обязательно учите малыша словам, которые он может произнести, чтобы поделиться с вами своими переживаниями: «Хочешь пи-пи? Скажи маме».
4. Высаживая ребенка на горшок, побудьте вместе с ним - можете с ним поговорить или прочитать ему коротенькую сказку. Однако ребенок должен оставаться в туалете недолго, не заставляйте его сидеть на горшке, если ему не хочется. Не зацикливайтесь на обязательном достижении результата. Малыш почувствует ваше напряжение и… вспомните, как ведут себя дети, родители которых слишком озабочены их питанием. Примерно то же ожидает и вас! Не надо ни умолять, ни упрекать ребенка, если сидение на горшке не завершилось результатом. Если же малышу удалось справиться с задачей, обязательно похвалите и поцелуйте победителя, но без чрезмерного ликования.
5. Чистоплотность не является врожденным инстинктом, ей надо обучаться. Маленький ребенок не испытывает отвращения к своим естественным отправлениям и не понимает, чем горшок лучше подгузников. Задача родителей – помочь малышу плавно и без нервов пережить это время. Психологи часто сталкиваются с людьми, одержимыми идеей навязчивого порядка и чистоты (обсессивное поведение). И во многих случаях оказывается, что в раннем детстве этих людей слишком уж рьяно приучали к гигиене отправлений.
6. Гораздо легче приучить ребенка ходить на горшок по большой нужде. Этот навык быстрее поддается контролю, в то время как дневные «протечки» могут случаться еще довольно долго, а ночные – и вовсе лет до пяти.
Практика поколений
Опытные родители советуют предлагать малышу горшок, когда вероятность его использования наиболее велика – минут через пять после сна, после еды, если он демонстрирует своим поведением желание облегчиться и в часы, когда он обычно ходит «по-большому».
По совету некоторых докторов, фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
Одевайте ребенка так, чтобы его можно было быстро переодеть. Одежда должна быть удобной для вашего малыша. Если на нем штанишки, в которых он путается, когда хочет их снять, чтобы сесть на горшок, то малыш наверняка не успеет раздеться. И в результате у вас испачканный малыш и грязные штанишки. В теплую погоду дома ребенку нужны только легкие штанишки на резиночке или тренировочные трусики.
Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок, ночью, а поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда малыш просыпается сухой и успевает сделать свои дела на горшке, ему надо показать сухой подгузник и осыпать похвалами за это.
Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» не имеют принципиального значения. Но важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. Так что не стоит поощрять просто игры с горшком. Вообще же помните: наиболее физиологичная поза для отправления нужды – на корточках. Поэтому высокие «навороченные» кресла годятся попозже, а поначалу низенький устойчивый горшочек – самое то!
Возможно, малышу понравится процесс опорожнения горшка в унитаз и торжественное спускание воды – попробуйте воспользоваться этим стимулом, чтобы поощрить его за удачно сделанные «дела».
Заменять детский горшок специальным сиденьем для унитаза следует не раньше, чем навыки закрепятся на безусловном уровне, то есть как минимум через год после окончательного приучения к горшку.
В завершение позвольте привести цитату из все того же доктора Комаровского, точка зрения которого поражает здравым смыслом и реалистичностью: «Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!
Казалось бы, обучение закончилось, ребенок привык пользоваться горшком, родители счастливы… Но через какое-то время малыш вдруг начинает снова пачкать штанишки. Подобное случается со многими детьми и ничего страшного в нем нет. Образно выражаясь, ребенок ведет себя подобно машине, которая, прежде чем преодолеть вершину, сдает немного назад для разгона.
Попробуйте понять, чем вызван регресс. Некоторые малыши пугаются водоворота воды в унитазе, им кажется, что в страшную дыру уходит часть их тела. В таком случае стоит объяснить и даже показать малышу, что вы и все прочие люди пользуются этим страшным агрегатом так же, как и он.
Очень часто регресс является реакцией малыша на внезапные перемены в жизни или даже на насыщенный событиями день накануне. Общеизвестно, что рождение нового младенца, переезд, начало занятий в детском саду, развод родителей, болезнь или смерть близкого человека могут стать причиной возвращения к былым привычкам. Но порой достаточно, чтобы мама накричала или на какое-то время перестала обращать на ребенка прежнее внимание, чтобы он отступил в развитии на шаг назад.
Если через несколько недель обретенный навык не восстанавливается, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или терапевту: не все родители в состоянии правильно распознать причину регресса и не всегда знают, как справиться с ней.