Высказывания педагога К. Э. Циолковского, о педагогической этике: «Главное - моральный облик воспитателя, самое ценное его достоинство - его знание, истинная любовь к детям, умение свое дело выполнять с душой, постоянное стремление прийти на помощь к учащимся своими знаниями и умениями, сделать для них как можно больше полезного.»
Кодекс
профессиональной этики педагогов
МБДОУ г. Астрахани № 22
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Кодекс профессиональной этики педагогов МБДОУ г. Астрахани № 22 (далее – Кодекс) разработан в целях создания корпоративной культуры МБДОУ г. Астрахани № 22, улучшения имиджа МБДОУ г. Астрахани № 22, оптимизации взаимодействия участников образовательных отношений – обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогов и их представителей, МБДОУ г. Астрахани № 22 (далее – Участники образовательных отношений).
1.2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым педагоги МБДОУ г. Астрахани № 22 (далее – Педагоги) укрепляют высокую репутацию МБДОУ г. Астрахани № 22, поддерживают ее авторитет и продолжают традиции предшествующих поколений педагогов и обучающихся.
1.3. Основу норм Кодекса составляют принципы человечности, справедливости, профессионализма, ответственности, терпимости, демократичности, партнерства и солидарности
1.4. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности Участников образовательных отношений, которые основаны на уважительном, вежливом и заботливом отношении друг к другу и к окружающим, ответственности за деятельность МБДОУ г. Астрахани № 22.
1.5. Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики, которые:
- регулируют отношения между Участниками образовательных отношений в МБДОУ г. Астрахани № 22;
- защищают их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру МБДОУ г. Астрахани № 22, основанную на взаимном доверии, ответственности и справедливости.
1.6.Кодекс закрепляет основные нормы педагогической этики, которые устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.
1.7. Кодекс определяет социальные нормы поведения педагогов, которых они придерживаются в МБДОУ г. Астрахани № 22 в течение всего учебного процесса, а также во время проведений мероприятий.
1.8. Нормами Кодекса руководствуются все сотрудники МБДОУ г. Астрахани № 22, работающие с обучающимися и воспитанниками.
1.9. Кодекс распространяется на всех Педагогов.
1.10. МБДОУ г. Астрахани № 22 создает необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.
2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ КОДЕКСА
2.1. Нормы профессиональной этики педагога
2.1.1 Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2.1.2 Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
2.1.3 Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
2.1.4 Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
2.1.5 Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
2.1.6 Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
2.1.7 Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
2.1.8 Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
2.1.9 В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
2.1.10 Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
2.1.11 Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
2.1.12 Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
2.1.13 Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.
2.1.14 Педагог дорожит своей репутацией.
2.2. Нормы общения педагога с обучающимися и воспитанниками
2.2.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
2.2.2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
2.2.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
2.2.4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
2.2.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
2.2.6. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.
2.2.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
2.2.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником или воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2.2.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
2.2.10. Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
2.2.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию, навязывая воспитанникам свои взгляды.
2.4. Нормы общения между педагогами
2.4.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся и воспитанников или других лиц.
2.4.2. Педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях, в случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
2.4.3. Правом и обязанностью педагогического работника является объективная оценка деятельности коллег и администрации образовательной организации.
2.4.4. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации образовательной организации, не должна унижать подвергаемое критике лицо, она должна быть обоснованной и тактичной.
2.4.5. Педагогические работники не скрывают ошибки и проступки друг друга
2.5. Нормы общения педагога с родителями (законными представителями) обучающихся и воспитанников
2.5.1. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
2.5.2. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
2.5.3. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
2.5.4. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе или другому воспитательному учреждению.
2.6. Нормы взаимоотношений педагога с обществом
2.6.1. Педагог строго соблюдает законодательство Российской Федерации
2.6.2. Педагог является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей.
2.6.3. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества.
2.6.4. Педагог понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
2.6.5. Педагог не имеет право обнародовать конфиденциальную служебную информацию.
2.7. Нормы соблюдения личных интересов Педагога
2.7.1. Педагог объективен и бескорыстен.
2.7.2. При участии в принятии коллегиального решения в случае возможной личной заинтересованности и невозможности сохранения беспристрастности Педагог сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
2.7.3. Педагог не может представлять МБДОУ г. Астрахани № 22 в судебном споре с другой образовательной или иной организацией, предприятием или физическими лицами в случае, если по данному делу его связывают какие-либо частные интересы, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности Педагог должен уведомить организации и лица, рассматривающие данное дело.
2.7.4. Педагогический работник может принять от родителей обучающихся и воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную МБДОУ г. Астрахани № 22. О предоставлении такой помощи Педагог ставит в известность администрацию МБДОУ г. Астрахани № 22, общественность и выражает публично от ее лица благодарность.
«Воспитание — дело трудное, и
улучшение его условий — одна из священных обязанностей
каждого человека, ибо нет ничего более важного,
как, образование самого себя и своих ближних».
Сократ
Клятва педагога
МБДОУ г. Астрахани №22 «Волгорята»
Переступая порог детского сада и имея высокое звание российского педагога, торжественно клянусь:
• всю свою жизнь, знания и силы посвятить воспитанникам, воспитывая их в духе гуманизма, опираясь на принципы гуманистической педагогики, педагогики успеха и творчества;
• беззаветно любить детей, дорожить их доверием, охранять их права на достойную жизнь в нашем государстве;
• систематически совершенствовать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство,
• использовать в своей работе знания и опыт педагогической науки, своим практическим трудом способствовать прогрессу педагогической науки;
• проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России;
• способствовать уважительному отношению к себе, через внешний вид педагогического работника.
• проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обществе;
• свято хранить и развивать благородные традиции отечественной педагогики, всегда помнить о высоком призвании педагога, о своей высокой миссии и ответственности перед подрастающим поколением, которое мы воспитываем и обучаем, тем самым определяя будущее России.