ЭТО ГРОМКОЕ СЛОВО «НЕЛЬЗЯ»
Слово «нельзя» можно сравнить со звоном колокола. Каждый раз, как только мы его произносим, оно оглушительно звучит в ушах наших детей. И ответная реакция не заставляет себя долго ждать: дети злятся, протестуют, упрямятся.
Но запреты необходимы, чтобы множество людей могли сосуществовать с их различными, иногда противоречивыми желаниями.
Прежде всего взрослым следует понять, что ребенок целиком находится в плену своих желаний, над которыми у него еще нет или почти нет никакой власти. Понадобятся многие годы, прежде чем он научится управлять ими. Было бы слишком наивно надеяться научить детей за несколько первых лет жизни добровольно отказаться от чего-то, идти на компромисс, отдалять исполнение своих желаний. Точно так же не следует ожидать, что они поймут наши уроки с первого разъяснения. Наши резкие и настойчивые «нет» и «нельзя» лишь вызовут у ребенка чувство ущемленности и огорчения. Неправильное употребление этих слов только тормозит поведение ребенка, но нисколько не отменяет его желание. Даже если нам удастся запретить детям что-нибудь, не разумнее ли исправить, изменить само желание сделать это? Но как? Главным образом с помощью мягких, спокойных и терпеливых объяснений, почему именно нельзя или не стоит делать то, что вы запрещаете или в чем отказываете.
Что делать?
По большому счету жесткие запреты должны быть наложены на то, что причиняет вред (психологический или физический) самому ребенку или его окружению (нельзя играть с огнем, обижать тех. кто слабее, перебегать дорогу в неположенном месте).
Все остальные требования должны быть гибкими. Предоставьте ребенку действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Пусть он шлепает по лужам, но в резиновых сапогах. Играя, разбросает игрушки, но потом их сам уберет. Этот момент очень важен в воспитании, именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Если малыш понимает смысл ограничений и принимает их без конфликтов, то со временем эти ограничения становятся его собственными, а запрет со стороны взрослого превращается в самозапрет. В то же время родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Обилие запретов со стороны родителей мешают личностному росту, физическому и психическому развитию малыша. Ребенок по своей природе любопытен, и детская активность -это реализация очень важной для развития ребенка потребности в освоении пространства, познании, формировании представлений о себе самом через опробование своих сил.
Итак, дисциплина должна присутствовать несомненно, но не надо превращать ее в стресс для всех членов семьи. Если надо в чем-то отказать ребенку, сделайте это спокойным, дружеским, но твердым тоном. Конечно, поправить его ошибку необходимо, но в любом случае надо сохранить с ним добрые отношения и не унизить его человеческое достоинство.
Педагог- психолог С.Смолякова от 3 до 4 лет. Учимся играя, №6, 2010г