Хореография – искусство, любимое детьми.
Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми.
Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.
В связи с этим я считаю актуально исследование специфики работы с детьми каждого возраста, особенно, с детьми дошкольного возраста. Они подвижные и импульсивные от природы, особенно нуждаются в занятиях хореографии, однако в силу возраста они менее трудолюбивы, чем дети среднего и старшего возраста, менее собраны, сосредоточены и настойчивы, невнимательны и легко отвлекаются. Поэтому я учитываю специфику работы с ними, чтобы не только получать максимальный результат от занятий, но и меньше утомлять детей, способствовать развитию их здоровья.
Моя методика обучения танцевальному искусству основывается на комплексном подходе к формированию танцевальных навыков с учетом индивидуальных особенностей (танцевальной подготовки, характерности, склонности к определенным видам танцев, общей физической подготовки, комплекции, возраста и т.д.).
Я строю занятия таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие, рационально распределяя силовые нагрузки, не утомляя и не перегружая суставо-мышечный аппарат воспитанников.
Особое внимание я обращаю на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах.
Я советую в процессе обучения осваивать с детьми следующие дисциплины:
Основы классического танца. Обучение хореографии базируется на классической основе, обязательной для всех обучающихся, которая включает в себя:
- классический тренаж на середине;
- разучивание классических па, комбинаций движений и классических танцев.
Народный танец. Разучиваются танцы народов мира. Дается набор движений, комбинации движений, характер и стиль различных фольклорных и сценических народных танцев. Осуществляется постановка и разучивание ряда народных танцев в современных ритмах.
Основы бального танца. Разучиваются движения, связки движений, характер танцев и различные танцы европейского и латино-американского стандарта.
Историко-бытовой танец. Постановка и разучивание танцев в стиле «ретро».
Партерная гимнастика дается для развития природных данных детей: шага (растяжка), выворотности, гибкости, пластики; для укрепления мышц и связок; для формирования и коррекции фигуры. Кроме того, партерная гимнастика оказывает благотворное оздоравливающее действие на весь организм.
Акробатика. Элементы акробатики даются в процессе занятий для подготовки детей к трюковым акробатическим танцам.
Пантомима, пародии и актерское мастерство преподается в процессе изучения всех видов танцев (их характеров, построения, эмоций для выражения их идеи и содержания) и, особенно, в характерных танцах – игровых, шуточных и т.д.
Сценическое движение дается в процессе подготовки к постановке танцевальных сценок и сценических действий.
Основной моей целью является содействие всестороннему развитию личности ребенка средствами танцевально-игровой гимнастики, помогаю естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов, и систем, создаю необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий.
Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Главными моими задачами являются:
1. Укрепление здоровья.
- Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- Формировать правильную осанку;
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей.
- Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростносиловые и координационные способности;
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей.
- Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
- Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
В своей работе я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, также их склонности и интересы, но полного успеха можно добиться, только если в воспитании участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей, а оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.
Основная моя задача заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и «созревания» уникальной растущей личности ребёнка, её самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.
Для проведения занятия психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства хореографа умение найти верный тон урока.
Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения занятия может успешно решаться через формирование у педагога актерского мастерства.
Для меня важны некоторые методические принципы.
Первым важнейшим методическим принципом является средство эмоционального и рационального начал в работе на уроке при общей повышенной эмоциональности содержательности занятия.
Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы занятий. Именно тематический принцип позволяет объединить различные виды искусства в единое целое.
Третьим принципом является игровой метод обучения, как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на занятии. Этот метод проведения занятий придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Целостный процесс обучения танцам я условно разделяю на три этапа.
1. Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения я рассказываю, объясняю и демонстрирую упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.
При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
2. Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная моя задача на этом этапе сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
3. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умении высшего порядка. Моя задача состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
Занятия хореографией я разделяю на несколько видов:
1. Обучающие занятия. На занятиях детально развивается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 2-3 комбинаций.
2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование-игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
4. Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Приведенная ниже последовательность творческих зданий способствует творческому развитию детей.
На первом этапе детям предлагается создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей.
На втором этапе задания усложняют – развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей, передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).
На третьем этапе детям предлагается передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей, найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и т.д.).
На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца.
Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности видеть, чувствовать и воспринимать прекрасное; защищать и создавать прекрасное в жизни и жить по законам красоты.
Танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.
Методы работы руководителя могут быть различными. Они зависят от подготовленности, опыта и знаний общей культуры. Но основные требования для всех педагогов – это тщательная и продуманная подготовка к целенаправленной работе по воспитанию организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Для развития музыкально-ритмических способностей детей предлагается следующее:
Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
Гибкость – показатель пластичности тела, придает танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться по сцене.
Сольное исполнение – умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него.
Исполнение в ансамбле – исполнение одного произведения совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.
Хореограф Жилкина Наталья Петровна, первая квалификационная категория