Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и составляет основное содержание его жизни. В игре дети учатся общаться, планировать свои действия, осваивают социальный опыт.

Неотъемлемой частью игры является игрушка. Как условное изображение реального предмета, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Известно, что умение играть не возникает путем автоматического переноса в игру усвоенного ребенком опыта в повседневной жизни. К игре детей нужно приобщать. При этом участие взрослого в совместной с детьми игре будет способствовать более эффективному достижению поставленных воспитательных целей. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые дошкольникам игры, зависит успех передачи подрастающему поколению культуры, основ социальных отношений, традиций и т. д.

Немаловажное значение для организации детской игры имеет игровое пространство. Уделяя особое внимание организации детской игры, подбору игрушек и созданию предметно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении, педагогам следует оказывать помощь в решении этих вопросов родителям (законным представителям) воспитанников. С этой целью могут быть организованы консультации, семинары-практикумы, круглый стол, оформлены информационные стенды, папки-передвижки и др., где родителям будут рекомендованы следующие правила:

выбор игрушек должен осуществляться с учетом возраста ребенка и зоны ближайшего развития;

при покупке игрушек необходимо помнить о гигиенических требованиях, предъявляемых к товарам детского ассортимента;

книги, карандаши, компьютерные диски не являются игрушками, для них должно быть отведено отдельное место;

при покупке игрушек следует придерживаться чувства меры: обилие игрушек рассеивает внимание ребенка, мешает сосредоточиться, что в свою очередь негативно скажется на игре;

купив новую игрушку, нужно показать ребенку, как с ней можно играть, как ее использовать в сочетании с другими игрушками;

для игр детей необходимо отвести специальное место, создав, таким образом, пространство, которое не будет ограничивать фантазию ребенка;

не следует строго делить игрушки для девочек и мальчиков, всем детям нужны куклы, машинки, двигательные игрушки и конструкторы;

у ребенка должна быть любимая игрушка;

необходимо предусмотреть условия для раздельного хранения игрушек, используемых для игры на улице, от игрушек, используемых дома;

важно приучать ребенка ухаживать за игрушками: не бросать их, не ломать;

участие взрослых в игре и их отношение к игрушкам должно стать для ребенка примером поведения и отношения к ним;

несмотря на занятость взрослых, в режиме дня обязательно должно быть выделено время для совместных игр с ребенком;

включаясь в игру, взрослым следует ненавязчиво подсказывать ребенку, как играть, как выполнять взятую на себя роль, направлять ход игры;

в игре с ребенком важно создавать атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности, что будет способствовать появлению у дошкольника определенного интереса к совместной игре;

для сохранения бодрого и жизнерадостного состояния необходимо следить за чередованием и определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера (следует сочетать игры с высокой двигательной активностью с более спокойными).

Данный список правил организации игр и игрового пространства для детей дома, а также покупки игрушек является примерным и может быть скорректирован или дополнен на основании, например, результатов анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников по данной теме педагогами ДОУ.